пятница, 23 сентября 2011
В современной культуре Новой Зеландии особое значение по-прежнему имеют традиции и культурное влияние народов, населяющих Британские острова, и культурные принципы, присущие большинству западноевропейских народов, представители которых в то или иное время переселились в Новую Зеландию. В то же время, традиционно влияние культурных традиций полинезийских народов. Среди последних наиболее сильны традиции маори, а также в последние десятилетия выходцы из Фиджи, Самоа, Тонга вносят свой вклад в развитие полинезийских направлений в культуре страны. В последние 25 лет в связи с усилением иммиграционных процессов возрос вклад представителей народов Азии в создание единой и многокрасочной культуры Новой Зеландии.
Сохранение и развитие национальной культуры маори является одним из приоритетов страны. Ещё полвека тому назад язык маори практически перестал использоваться в повседневном общении. Сегодня один из каналов национального телевидения вещает только на этом языке, издаются газеты, выходят в свет книги.
Работу государственных органов в вопросах культурного развития страны и общества координирует Министерство культуры и исторического наследия
ЛитератураподробнееКультура маори в течение большего периода своего развития не имела письменности, поэтому литературное творчество пришло в Новую Зеландию лишь с приходом европейских поселенцев. Традиционным жанром новозеландской литературы являются рассказ и новелла. Наиболее известные авторы — Кэтрин Мэнсфилд и Дженет Фрейм.
Произведения авторов:
1) Кэтрин Мэнсфилд
In a German Pension (1911)
Prelude (1918)
Bliss and Other Stories (1920)
The Garden Party and Other Stories (1922)
Poems (1923)
The Dove’s Nest and Other Stories (1923, посмертно)
Something Childish and Other Stories (1924, посмертно)
The Journal (1927, полное издание — 1954)
The Letters (2 vols, 1928—1929)
The Notebooks (1997)
2) Дженет Фрейм
Романы
Owls Do Cry (1957).
Faces in the Water (1961).
The Edge of the Alphabet (1962).
Scented Gardens for the Blind (1963).
The Adaptable Man (1963).
A State of Siege (1966).
The Rainbirds (1968).
Intensive Care (1970).
Daughter Buffalo (1972).
Living in the Maniototo (1979).
The Carpathians (1989).
Towards Another Summer (2007)
Рассказы
The Lagoon and Other Stories (1951).
Snowman Snowman: Fables and Fantasies (1963).
The Reservoir and Other Stories (1966).
You Are Now Entering the Human Heart (1983).
Стихотворения
The Pocket Mirror (1967).
The Goose Bath (2006).
Автобиография
To the Is-Land (1982).
An Angel at My Table (1984).
The Envoy From Mirror City (1985).
КиноискусствоНесмотря на то, что съёмки кинофильмов начались в Новой Зеландии ещё в двадцатых годах XX века, активное развитие киноидустрия получила лишь начиная с семидесятых годов того же века. С каждым годом увеличивается количество фильмов, снятых в стране, либо созданных с участием новозеландских кинематографистов.
Особую известность получили трилогия «Властелин колец», кинофильмы «Последний самурай», «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф»,«Хроники Нарнии. Принц Каспиан» «Зена — королева воинов» и целый ряд других.
Среди ярких представителей новозеландской киноиндустрии следует отметить кинорежиссёра Питера Джексона, сценариста и кинорежиссёра Джейн Кемпион, актёров Крейга Паркера, Сэма Нилла и Рассела Кроу, актрис Кейшу Касл-Хьюз и Люси Лоулесс.
![](http://ib2.keep4u.ru/b/2011/09/23/39/39d93ba46f5443831a946e741f4ff9cf.jpg)
![](http://ib2.keep4u.ru/b/2011/09/23/5d/5d9a6655b4a489d9f3a25979ddd66a85.jpg)
АрхитектураподробнееВ доевропейский период освоения Новой Зеландии единственной формой архитектурного зодчества являлись полинезийские традиции, сохранённые и развитые в культуре маори. Помимо жилых помещений, единственными формами строений в тот период являлись здания для общих сборов племени (мараи, маори Marae) и крепостные укрепления. Мараи имели единую архитектуру и резные украшения, характерные для всего народа маори и крайне незначительно отличались в отдельных племенах.
Начало европейского освоения страны сопровождалось развитием строительства. Поскольку большую часть населения того времени составляли выходцы из Великобритании, то, вполне естественно, что в своем строительстве они изначально придерживались британской архитектурной школы. Однако, уже в XIX веке, а особенно в первой половине XX века стал складываться ярко выраженный новозеландский архитектурный стиль. Поэтому даже самые ранние новозеландские постройки имеют существенные стилистические отличия не только от британских строений того времени, но и от австралийских. Причиной этому во многом служила отдалённость страны и невысокая плотность населения, что делало крайне трудным финансирование строительств любых крупных объектов или зданий. Обилие пригодного для строительства камня позволило уже на ранних этапах освоения страны отказаться от использования дерева в строительстве.
Одним из наиболее интересных архитектурных памятников страны является застройка центральной части города Нейпир. Разрушенный землетрясением в 1931 году, город был восстановлен и застроен в характерном для того времени архитектурном стиле ар-деко, сохраняется в неизменном виде до сегодняшних дней и является объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Наиболее известным образцом современной новозеландской архитектуры и строительных технологий является возведённая в 1997 году в Окленде телебашня Скай-Тауэр. Высота башни составляет 328 м и по состоянию на май 2007 года это наиболее высокое здание южного полушария.Традиционное искусство маори подробнееИсторически искусство маори носило в основном религиозный смысл. Основными его направлениями являлись резьба по дереву или кости, плетение, танцы и татуировка. Первая книга на языке маори была опубликована лишь в 1840 году, а первая газета стала издаваться в 1900 году.
В связи отсутствием письменности на протяжении большего этапа своего развития, резьба по дереву стала для маори своеобразным её заменителем и в изображаемых сценах часто передавались истории и предания народа. До сего дня у маори сохранились традиции «чтения» истории своего рода по резным изображениям.
Художественные плетеные покрытия чаще всего использовались как одно из немногих украшений в жилых помещениях, а также для культовых и религиозных целей в помещениях для общих сборов племён.
Та-мо́ко (чаще мо́ко, маори Tā moko)—татуировка тела и лица, является одной из древнейших культурных традиций маори, пришедшей в их историю на первых шагах развития народа. В течение долго времени наличие моко являлось символом социального статуса и люди нижнего социального слоя не имели права иметь татуировку на своём лице, хотя элементы татуировки на теле им могли быть позволены. Для мужчин традиционным считалось нанесение моко на лице, ягодицах и бёдрах. Женщинам татуировка могла быть нанесена на губы и щёки. И мужчинам и женщинам татуировка могла быть нанесена и на другие части тела, но в таком случае она имела меньшее значение. В последние годы популярность моко вновь увеличилась и теперь её нанесение часто является для маори данью уважения своим предкам и своим традициям. В то же время, элементы моко стали популярны и у представителей других этнических групп населения Новой Зеландии и даже за рубежом.
Ка́па ха́ка (маори Kapa Haka) — один из наиболее значимых элементов культуры маори, включающий в себя систему танцев, мимики и движений, сопровождаемых пением. Капа хака по праву считается основой танцевального искусства современной Новой Зеландии. Танцевальные традиции капа хака включают в себя несколько направлений — пои (маори Poi) — женский танец, более известный сегодня в мире как один из видов жонглирования шариками на верёвках, и хака (маори Haka) — мужской танец, ставший известным в мире благодаря выступлениям новозеландской национальной сборной по регби All Blacks. Хака вошла в повседневную жизнь и является атрибутом государственных и общественных церемоний. Армейские и флотские подразделения вооружённых сил Новой Зеландии имеют собственные версии хаки. Многие спортивные клубы используют адаптированные для себя версии.Та-моко - татуировки лица и тела
Капа хака - боевой танец народа майори
@темы:
Новая Зеландия,
Культура,
Искусство,
Властелин Колец,
Интересное